Важные свойства моторных масел

Как известно, моторное масло играет не просто важную, а колоссальную роль в двигателе каждого автомобиля. И от того, какими же качествами и функциями оно (масло) наделено, зависит конечный результат. В нашем случае – это дееспособность эксплуатационных возможностей на протяжении определенного периода времени, непосредственно самого важного элемента в экипаже – двигателя. Давайте рассмотрим подробнее те основные свойства качественных оригинальных масел, благодаря которым выполняются важные функции, возложенные на них. 

Двигатель внутреннего сгорания устроен так, что в любом случае при его работе происходит выработка отложений, образующихся в результате высоких температур. Так вот, задача моторного масла заключается в том, чтобы полноценно избавляться от этих отложений, путем смывания. Но этого нюанса на самом деле не достаточно, необходимо еще и смытые частицы измельчить до полного растворения. Таким образом, мы выделили два основных свойства моторного масла, а именно: моющее и диспергирующее (измельчающее). Именно благодаря моюще-диспергирующему свойству возможно поддержание продуктов окисления и всевозможных загрязнений во взвешенном состоянии. И от того, насколько будут эти свойства преобладать с точки зрения качества, зависит то, сколько продуктов распада и старения смогут без выпадения в осадок удерживаться в работающем масле. Отсюда следует и то, что в результате использования только оригинального масла, за счет повышенных приведенных выше свойств, будут меньше образовываться на горячих деталях нагаров и лаковых отложений, а также установиться верхний допустимый предел температур деталей. 
Но не стоит забывать и о том, что в поддержании чистоты двигателя играет роль и эффективность применяемых присадок, их правильное сочетание с иными компонентами композиции и приемистость потребляемого масла. 

Принцип действия моющих присадок заключается в том, что происходит адсорбция на поверхности нерастворимых в масле частиц. В результате чего на каждой частице происходит образование оболочки из углеводородных радикалов, обращенных в объем из масла. Данная оболочка не позволят соприкасаться загрязненным частицам друг с другом, что и уменьшает вероятность объединения более мелких частиц в крупные агрегаты. 
В самих же композициях моторных масел в качестве моющих присадок применяют фосфаты и алкилсалицилаты магния или кальция (иногда бария), сульфонаты, алкилфеноляты. Также зачастую применяют из приведенных выше присадок их рациональные сочетания с использованием беззольных дисперсантов-присадок, которые понижают скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла и склонность масла к образованию низкотемпературных отложений, а также снижению нагара и лакообразований на поршнях.
Если в двигателе применяется топливо с высоким содержанием серы, то используют моющие присадки, имеющие щелочность, чтобы нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов сгорания топлива. 

Моющие присадки, содержащие металл, наоборот увеличивают зольность масла. Это может привести к тому, что возможно образование в камере сгорания зольных отложений, преждевременному воспламенению рабочей смеси, замыканию электродов свечей зажигания, прогару выпускных клапанов, абразивному изнашиванию, а также снижению детонационной стойкости топлива. В связи с этим необходимо, чтобы сульфатная зольность моторных масел ограничивалась лишь верхним пределом. Нужно брать во внимание конструкцию двигателя, расход масла на угар, условия эксплуатации, дабы правильно рассчитать сульфатной зольности допустимое значение. Самую высокую зольность имеют высоко щелочные цилиндровые масла, а наименее зольные масла применяют для смазывания двигателей, работающих на газе и двухтактных бензиновых двигателях.
  • Важные свойства моторных масел