Современные классификации моторных масел

Современные моторные масла различаются между собой своим многообразием, в число в которого входит и классификация, отображающая детально степень и уровень предназначения того или иного типа моторного масла. Из-за того, что в настоящее время изготавливают огромное количество конструкций двигателей, работающих определенным образом, необходимо применять для их смазывания моторные масла, существенно отличающиеся между собой по вырабатываемым свойствам.


Сами же производители моторных масел и двигателестроители при непосредственном производстве в приложенных инструкциях по эксплуатации используют совершенно идентичные условные обозначения характеристик масел, их свойств и областей применения, установленные в классификациях, а именно:


- SAE (общество автомобильных инженеров, расположенное в США);

- API (институт нефти, расположенный в США);

- ACEA (ассоциация европейских производителей автомобилей, пришедшая с 1996 года на смену CCMC – комитету производителей авто европейского Общего рынка);

- ILSAC (международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов, считающийся американо-японской классификацией);

- MIL-L (спецификации Военного ведомства США);

- ГОСТ 17479.1-85 (различает вязкостно-температурные и эксплуатационные свойства и считается классификацией, пришедшей из России).


Плюс ко всему необходимо брать во внимание и тот аспект, что производители моторных масел ежевременно подвергают их испытаниям, разработанным квалифицированными исследователями, чтобы в итоге выяснить какие из них наиболее выдержанны и имеют стойкость к применяемым температурам и другим исследовательским аспектам. После чего такие масла получают статус первой заправки и используются для заправки всей или определенных типов техники своего же производства. Именно поэтому такие спецификации называются допусками. Самые известные и наиболее применяемые из них имеют следующие обозначения:


- Volvo VDS, Volvo VDS-2;

- Volkswagen: VW 500.00, VW 501.00, VW 502.00, VW 505.00;

- Rover: RES 22 OL G-4, RES 22 OL PD-2, RES 22 OLD-5;

- BMW "Special Oils";

- Mercedes-Benz: MB 229.1, MB 228.5, MB 228.2/3, MB 228.0/1, MB 227.0/1;

- MAN 270, MAN 271, MAN QC 13017, MAN M 3275, MAN M 3277;

- MTU Type 1, MTU Type 2;

- MACK EO-K, MACK EO-L;

- Ford: E3E-M2C 153-Е (в США), WSE-M2C 903 (в Европе);

- General Motors: GM 6094 M, GM 4718 M, GM 4717 M.


Классификация SAE регламентирует практическую вязкость, т.е. вязкостно-температурный показатель. Данная классификация моторных масел, созданная по методике Американского общества автомобильных инженеров, смогла завоевать наибольший авторитет среди четырехтактных двигателей в России. Следует отметить, что под SAE также адаптирован отечественный ГОСТ 174779.1-85.


Качество и эксплуатационные показатели закрепились за классификациями API, ACEA, а также иногда еще применяемой CCMC.


Европейские стандарты принято относить более к строгим, нежели американские, потому что используемые двигатели на европейских моделях и условия эксплуатации предоставляют возможность снимать повышенную мощность с единицы объема.


Наиболее распространенные маркировки и классификации.


Классификация
Пример маркировки
Краткое описание
SAE

SAE 10W-40

SAE 15W-40

SAE 30

SAE 0W-40

SAE 10W

SAE 20W-50

Данная классификация говорит о сохранении свойств масел при изменении температуры. Число, стоящее перед W обозначает зимний параметр, который свидетельствует при какой температуре можно использовать данное масло (минимально 0) Число, которое стоит без знака W обозначает летний параметр и говорит о том, при какой температуре масло будет сохранять свою густоту при нагреве (максимально 60).
API

API SJ/CF

API SF/CC

API CD/SG

API CE

API CE/CF-4

API SJ/CF-4, EC I

Данная классификация дает возможность проверить эксплуатационные качества масла. Градуировка (S)ervice предназначена для бензиновых двигателей, а (С)оmmercial для дизельных типов. Далее стоит буква, которая в промежутке от от А до J (для бензиновых) и от А до F(G) свидетельствует об уровне качества. А цифры 2 или 4 показывают для каких двигателей предназначено масло: двухтактных или же четырехтактных типов. Наличие букв ЕС свидетельствует об энергосбережении, а римские цифры - об экономии топлива.
ACEA

ACEA A3-96, B3-96

ACEA A2, B2

Данная классификация дает представление о качественной характеристике и включает в себя такие категории: А – для бензиновых двигателей, В – для дизельных двигателей легковых авто, Е – для дизельных двигателей грузовых авто. Следом идет цифра, свидетельствующая о качестве масла (чем больше цифра, тем в тяжелее условиях может работать двигатель).
CCMC

CCMC G4, D1

CCMC G2

Устаревшая классификация, показывающая качество масел включает в себя такие категории: (G)asoUne - для бензиновых двигателей, (D)iesel - для грузовых дизелей, PD - для легковых дизелей. А цифра, стоящая после, показывает уровень качества масла (чем выше номер, тем качественнее масло).
MIL-L

MIL-L-2104A

MIL-L-46152D

NATO-CODE

Данная классификация относится к войсковой и заключает в себя то, что оценивает качество масел. MIL-L-2104- для дизельных и MIL-L-46152 для бензиновых двигателей. Далее стоит буква, которая и указывает на эталон качества и чем дальше буква по алфавиту от А, тем качественней масло.

ГОСТ

17479.1-85

М-8В

М-6з/10В

М-6з/10Г1

Данная российская классификация характеризует вязкость, которая включает в себя маркировку М (моторное масло). Далее идет величина вязкости, заканчивающаяся буквенным обозначением с определенным индексом (1 - для бензиновых, 2 – для дизельных).


  • Современные классификации моторных масел